Без вывода. Как «Пацаны» разрушили устои и стали одним из самых популярных сериалов 2019 года

Мы взяли на вооружение логику, наблюдательность и причинно-следственную связь и слегка разобрали недавний безумно успешный сериал от «Амазона».

  • 2282
  • 0
  • 27 Августа 2019

Решили запустить новую рубрику, в которой мы не будем делать выводы (их слишком много в последнее время), а предоставим это вам — кстати, активнее делитесь мыслями в комментах. Если подробнее, то попробуем объяснить, что и в каком свете показывают различные сериалы, какие приемы используют и как вызывают у зрителя нужные чувства. На точность не претендуем, орудуем лишь логикой (а это опасное оружие).

Начнем с последнего крайнего хита «Амазона» — антисупергеройского сериала «Пацаны». Естественно, обойтись без спойлеров не получится, поэтому мы вас предупредили — эта статья для тех, кто уже посмотрел или смотреть точно не собирается, но интересуется. Максимально вкратце сюжет: американские супергерои стали своеобразным товаром в руках гигантской корпорации Vought International. Тем временем собирается команда 11 друзей Оушена 4 друзей Бутчера, которые преследуют лишь одну цель: любыми способами насолить главной команде сверхлюдей — «Семерке». И в этом сеттинге «Пацаны» постепенно разрушают важные общественные устои.

НИЧЕГО СВЯТОГО

Начнем с самого главного и сильного — Хоумлендера, местного аналога Супермена. С самого начала он рисуется как благородный, патриотичный герой, который в отличие от своих коллег по «Семерке» думает не о деньгах и сексе, а о спасении людей. Даже когда объясняется, что все супергерои внутри черствые, Хоумлендера не просто обходят стороной, наоборот — его называют чуть ли не единственным святым из всей банды. Но мы постепенно начинаем понимать, что это далеко не так.

Первая серия заканчивается тем, что Хоумлендер хладнокровно сбивает лазерами из глаз самолет с дипломатом, который пытался шантажировать Vought, а также его сыном и экипажем. Именно с этого момента мы начинаем все глубже и глубже осознавать, насколько наш «бог» на самом деле дьявол. Более того, Хоумлендер сбил самолет чисто по личной инициативе, из-за Эдипова комплекса — таким образом он хотел быть полезным вице-президенту Vought Мэделин, в которую влюблен странной любовью. Позже в сериале даже будет сцена, как наш супергерой сосет «титьку» своей mother figure.

В середине сезона происходит, возможно, самая сильная сцена всего сериала — «спасение» захваченного террористами Трансатлантического рейса 37. Самолет спасти не удалось, потому что Хоумлендер при устранении захватчиков случайно повредил пульт управления, поэтому супергерои просто свалили и оставили ВСЕХ погибать. А когда те пытались ухватиться за уходящих в закат героев, наш герой грозно посветил на них глазами-лазерами: «Отойдите *****, иначе я прожгу каждого из вас». Никого нельзя было спасать, потому что это бы ударило по имиджу Vought. Потому что герои должны спасти всех или никого. Потому что никто не знал, что они были в самолете, и поэтому было проще забить на спасение и сбежать. В результате мы окончательно убеждаемся, что Хоумлендер готов пожертвовать ради Vought (или себя?) всем и всеми.

Более того, позже этот символ нации, идол детей, защитник всего и вся умудряется перевернуть падение самолета в свою пользу — мол если бы мы узнали о захвате раньше и прилетели спасать людей, все было бы хорошо, так что упрашивайте ваших сенаторов голосовать за нашу инициативу об официальном включении супергероев в ряды армии США. Причем сначала Хоумлендер на камеру делал все правильно — слезы, запинки, дрожащий голос. Но под конец речи его внутреннее безумие не просто проглядывается, оно прет изо всех щелей. Вот, посмотрите на эволюцию его мимики по ходу выступления.

Через некоторое время из уст Хоумледера выскакивает фраза, что он «спас рейс 37». После он умудряется провести крещение нескольких людей и выступить на религиозной конвенции. Там он вознес себя до статуса избранника бога, сказал, что подчиняется только «высшему закону», а потом еще и полетал распятием над толпой. Чувствуете хладнокровие? Ну, или психоз? Лицемерие? Ваш вариант?

Самым четким индикатором социопатии Хоумлендера служит сцена, где он записывает ролик о своем счастливом семейном детстве. Этого детства на самом деле не было, потому что недосупермена, как и всех остальных супергероев, вырастили, как говорится, из пробирки. Vought брали младенцев и накачивали их Компонентом V — этаким допингом для сверхлюдей. Хоумлендер вроде бы помнит, что вырос в лаборатории и от этих воспоминаний ему больно. А еще больнее ему о того, что приходится притворяться, что у него было счастливое детство. На камеру он весь такой улыбается, а как только она выключается, снова появляется его каменное лицо, которое впервые мы увидели в конце первой серии.

И эта смена мимики происходит каждый раз, просто постепенно к ней привлекается все больше и больше внимания. Такое поведение как раз обычно приписывают социопатам, которые просто пытаются играть определенную роль в обществе, на самом деле считая себя выше него — в случае Хоумлендера буквально выше, он же летает, поняли?

Но знаете, возможно, он сам верил в иллюзию, которую создал совместно с Vought. В конце сериала объясняется, с чего вообще все началось — с Хоумлендера. Он изнасиловал жену Бутчера, после она пропала без вести, а муженек ополчился на главного супергероя планеты. Но главное-то, что женщина на самом деле выжила и родила, а Хоумлендеру никто не сказал, что у него есть сын. И вот, вся его нестабильность, все ошибки, весь накал привели к кульминации — супергерой убил свою псевдомать Мэделин за то, что та утаила от него сына. Это, что называется, tipping point — Хоумлендер успешно сошел с ума и стал безумно опасным, чего все и боялись. К чему и велось повествование.

СУПЕРГЕРОИ = БОГИ?

Супергерои в «Пацанах» даже более приземленные, чем Ванпанчмен, хотя тут сравнение слегка неуместно, потому что они «приземляются» немного по-другому. Если Сайтама рисуется как один из нас, то «Семерка» рисуется как худшие из худших. Насильник, извращенец, маньяк, убийца, наркоман — вот они, ваши герои, ваши боги. Мы уверены, что также можно провести параллели с семью смертными грехами, но это уже баян. Так вот, создатели «Пацанов» умудряются сначала спустить сверхлюдей до уровня обычных плебеев, а потом опустить их еще ниже.

У каждого из «Семерки» есть момент, когда они предстают людьми. Королева Мэйв (а-ля Чудо-Женщина) после провала с Трансатлантическим рейсом 37 идет плакаться к бывшей, Хоумлендер втюрился в начальницу, Экспресс (а-ля Флэш) держится на плаву только благодаря старшему брату, Старлайт по дефолту одна из нас, а Прозрачный (а-ля Человек-невидимка) снимает маску уверенного супергероя, как только появляется прямая угроза его жизни. Ну и сильнее всех «приземлился» Глубина (а-ля Аквамен) — в конце сезона его понизили по работе и унизили в постели, и в итоге он, по нашим скромным предположениям, стал ненавидеть свой статус супергероя.

Также почти каждого из «Семерки» опускают ниже плинтуса. Причем основное падение происходит тогда, когда супергерои превозносят себя, а в итоге оказываются хуже других. Про Хоумлендера мы уже все объяснили, Глубина стал флагманом раскрытия плохой стороны сверхлюдей — он изнасиловал Старлайт прямо в первой серии, Экспресс надменный и не помнит парня девушки, которую по случайности убил, а Прозрачный выдает свою натуру одной фразой: «Я супергерой. А ты кто? Воздушный шарик, наполненный кровью и мясом». Старлайт — исключение из правил. Остался Черный Нуар, но про него практически ничего не известно (кроме того, что он хорошо метает ножи и любит пить китайский чай).

УУУУ ПЛОХИЕ КОРПОРАЦИИ

Особое место в происходящем занимает корпорация Vought — она не получила ни одного комплимента в свой адрес, лишь упреки. Не то чтобы эта проблематика нова или недостаточно изучена, но обойти ее стороной сложно, ведь люди никак не осознают посыл. В «Пацанах» Vought предстает как самая стереотипная плохая компания, даже немного гиперболизируется.

Сначала создатели сериала рисовали нам а-ля маркетологический портрет Vought, причем делали это хорошо, маркетинг не чувствовался чем-то противоестественным их положению всемирного магната супергероев. Нас не удивили тонны фильмов про «Семерку» и не только, огромное количество мерча, тематические парки, повсеместная реклама с лицами героев. Ведь все это мы видим и в нашем, реальном мире.

Нет, это не реклама орешков, а пример из реальности

Но потом нас тычут носом в то, что Vought превратили в бизнес не только супергероев, но и безопасность нации и даже планеты. Корпорация использует свои золотые жилы по максимуму, коверкая их жизни, заставляя делать что-то вопреки желаниям, лишая настоящей личности, подсчитывая их рейтинги в режиме онлайн, чтобы если что, сразу подправить их одним из миллионов не самых приятных способов. Они даже используют их способности (например, возможность трансформации) для шантажа своих врагов.

Их геройские подвиги тоже превратились в возможность повысить акции компании, так что они стали постановочными с всегда ждущими за углом камерами и репортерами. Ну и естественно типичные фразы, призванные успокоить либо подчиненных: «именно за это мы тебя и любим» на любой вопрос или возражение; либо поклонников: «вы — настоящие герои» при любой встрече героя с полицией или народом.

Вы — настоящие герои!!!

ОПАСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Сначала Vought рассказывает, что у них в каждом городе есть супергерой, готовый прийти на помощь, но позже нам показывают, что они просто сидят без дела. Старлайт до попадания в «Семерку» просиживала все время дома с мамой, а Глубина после разжалования попал в городок с низкой преступностью и даже начал со скуки писать мемуары. Так что как минимум часть корпоративной бравады про безопасность в каждый дом оказалась брехней.

«Пацаны» не просто заглядывают за супергеройский фасад, они рушат его основу — эту самую безопасность. В первой сцене сериала мы становимся свидетелями того, как Хоумлендер и Королева Мэйв останавливают ограбление. Одновременно мы видим, как на заднем плане с огромной высоты падает тело преступника, которого наши отважные герои подбросили в воздух. Пока эта жестокость прячется вдали, но постепенно мы сталкиваемся с ней все ближе и ближе, пока не врежемся в нее на полном ходу во время «спасения» Трансатлантического рейса 37. И понимаем, что в мире «Пацанов» супергероев интересует далеко не спасение людей, а деньги и репутация.

Вот и все, folks. Мы, как нам самим же кажется, обратили внимание на основные проблемы, которые поднимает сериал. Но вот что он хотел сказать, аллюзии на кого проводил, о чем пытался нас предостеречь — решать уже вам.

Побойтесь бога.
Ваш Дважды два.