ПОНЯТНО
Остроумные комиксы Тома Голда — искрометный юмор для начитанной публики

Остроумные комиксы Тома Голда — искрометный юмор для начитанной публики

В продолжении нашей постоянной рубрики Илья Гринберг рассказывает о художнике для The Guardian Томе Голде — он создает умные, интеллектуальные комиксы-стрипы.

  • 3127
  • 0
  • 14 марта 2020

В комиксе выходного дня впервые оказались комикс-стрипы. Что удивительно, потому что этот жанр, наверно, можно назвать самым народным. Короткие истории по 3-4 кадра (до мемасов мы еще дойдем) размещались в газетах, занимали небольшую горизонтальную полосу, и по сути это небольшой анекдот, шутка или даже протомем.

Забавно, как комикс-культура совершила за последние сто лет небольшой оборот по спирали времени, и газетные стрипы переродились в облике четырехпанельных мемов. Разве что их формация изменилась из горизонтальной в квадратную (видимо, все дело в старых мониторах 4:3 и привычке).

Первые комиксы в формате стрипов появились в газете New York World. Они назывались The Yellow Kid и рассказывали короткие юмористические истории о смешном лысом пацане в большой желтой рубахе. Из более близких и знакомых широкому читателю примеров — комиксы про Гарфилда. Классические истории из трех-четырех кадров. Их удобно печатать в газете, над ними обычно работает один автор (в случае знаменитого кота — Джим Дэвис), который придумывает сюжеты и рисует комиксы.

Комикс «Гарфилда» на официальном сайте, выложен 12 марта 2020-го.

Даже мультсериал «Гетто» вырос из стрип-комиксов. Наверно, сейчас посвящать в их тонкости будет легкой тавтологией. Если вы знакомы с веб-комиксами подобного формата (мемасы в четыре кадра вполне подходят), то нет смысла их как-то дополнительно объяснять. Например, комикс 1921 года, который с подачи «Твиттера» считают первым мемом в истории, обыгрывает достаточно классическую шутку с «ожидание — реальность». Вот только представьте, что у вас не с полсотни каналов с шутейками, а газета, которая выходит периодически, и там всего один такой комикс на весь выпуск.

Как вы думаете, вы выглядите на фотокарточке / Как вы на самом деле выглядите

Умер ли этот жанр с приходом веба? Спорный вопрос, например, Том Голд продолжает выпускать комиксы для The Gurardian. В наши руки попали сборники его комиксов, выпущенные на русском издательством «Бумкнига» (не выписывать же вам The Guardian). Учитывая аудиторию газеты и некую изоляцию газетных стрипов (в New Yorker, например, самые снобистские шутки), они никак не могли остаться просто народными анекдотами в газете и неизбежно ушли в веб. Чуть дальше по тексту объясним, почему они слегка переросли этот формат.

В результате стрипы Тома Голда выглядят более интеллектуальными шутками. Они сохраняют относительную простоту, к тому же автор постоянно ссылается на массовую культуру и современность, но все это построено на основании фундаментальной начитанности.

Например, мы все знаем Чарльза Диккенса. Но назовем ли сходу его произведения? Я при чтении комиксов столкнулся с проблемой недостаточной начитанности. Я понимаю шутку, даже узнаю сюжет, но если имена героев заменить на другие, то я даже не распознаю подмену. Если мне уверенно назовут книжный источник, к которому сделана отсылка, я с умными видом кивну и скажу что-то вроде «О, да, я об этом слышал». Знайте, это будет бессовестная ложь!

Комикс, который я понял и посмеялся.

Но комиксы Тома Голда однозначно не только для людей с дипломом о высшем филологическом образовании (наконец-то ему найдется применение!). У него нет задачи оказаться самым крупным снобом на побережье и заставить вас устыдиться непрочитанных книг из списка школьной литературы на лето.

Комикс, который я не понял, но уверен, что он смешной.

Это острые, тонкие и  как следствие двух этих факторов   колкие шутки, причем можно ощутить колкость в свою сторону, как раз из-за недостаточной начитанности (конечно, это не о каждом читателе, здесь скорее я — статистическая погрешность). Это тот тип юмора, который заставит вас в случае понятой шутки самодовольно хихикать.

Словно небольшая щекотка где-то в глубине мозга. Непроизвольная улыбка на лице, причину которой можно объяснить либо отсылкой — «О, это же “Унесенные ветром”», либо же придется настолько погружаться в отсылаемый материал, что за это время вы растеряете все желание объяснять шутку, да и юмор затеряется под огромным количеством объяснений.

Особенно хорошо у Голда выходит нарушать эти самые классические «правила» стриповых комиксов. Вы уже могли заметить, что не все они состоят из 3-4 панелей. Он смело выходит за рамки и ставит первоочередной задачей рассказать шутку. Эта же цель стояла перед авторами оригинальных стрипов.

Но у Голда они трансформируются в более современный формат. И речь даже не о мемах! В рамках новой искренности я раскаялся в собственном незнании множества классических произведений, в тех же рамках признаюсь и в том, что сейчас буду умничать.

Структура шутки в основном состоит из сетапа — заданной ситуации — и панчлайна — неожиданной развязки. Пример с классическим денди 1921 года работает как отличный пример. Для стендап-комедии это все еще основная структура всех шуток.

Голд в свою очередь использует более постмодернистский подход — в одной панели комикса завернуто сразу несколько отсылок к определенным знаниями, которыми вы должны обладать. И это не высоколобый юмор, в котором автор демонстрирует собственный интеллект (что пытаюсь сделать я, но выходит с переменным успехом). Нет, просто это компактная шутка, которую вы, скорее всего, поймете. Если ее разворачивать шире, то юмор потеряется. Есть универсальные стрипы, вроде шутки про непростые отношения классической литературы и научной фантастики, есть отсылающие к конкретному произведению или феномену. Мемы с «поймут только...» вас же ни капли не смущают?

При этом стрипы Голда отлично читаются, например, в поезде, в компании знакомых людей, особенно если их показывать гостям (удобнее, чем показывать мемы с экрана телефона). Это как вспоминать любимые гэги сериала — только с литературой и демонстрацией соседу понравившегося тебе стрипа. И это отличное разнообразие юмора (особенно если вы смотрите блок [adult swim] нон-стоп. Никакого осуждения, я сам этим занимаюсь, а такое разнообразие необходимо).

Плюс, комиксы Тома Голда — это отличный способ почитать классическую литературу. Одна непонятая шутка, пара минут поиска по именам персонажей, и вы уже знаете, что из непрочитанной классики вам стоит наверстать.

Комиксы предоставлены издательством «Бумкнига», изданы в твердом переплете и доступны в книжных магазинах.

Хочется верить, начитаны вы лучше, чем наш редактор.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО