ПОНЯТНО
Сериал «Загрузка»: мы смирились, что живем в антиутопии

Сериал «Загрузка»: мы смирились, что живем в антиутопии

Сериал Upload от Amazon Prime показывает, как мы смирились с тем, что будущее будет отстойным. Илья Гринберг — о том, что мы уже живем в антиутопии.

  • 1897
  • 0
  • 8 мая 2020

Upload — новый сериал от Amazon, который часто называют пародией на «Черное зеркало» за антиутопичные настроения в недалеком будущем. Сериал действительно смешной, и этого следовало ожидать от Грега Дэниелса (вы его знаете по «Царю горы», американскому «Офису», «Паркам и зонам отдыха»).

Рассказывает Upload о недалеком будущем: технологии близки, понятны и утопично-продвинуты; неравномерная экономика и социальное расслоение усиливаются; в целом все вроде как плохо, но в то же время и хорошо. Ситуация знакомая.

Главный герой Нэйтан Браун (Робби Амелл) находится при смерти, и ему предлагают оцифровать сознание и стать «загрузкой» (по-английски чуть лучше звучит — Upload). Он оказывается в виртуальной жизни после смерти, где все оказывается не так облачно и сказочно, как рекламировалось. Вместо райского уголка он оказывается в эдаком доме престарелых с багами, глитчами и донатами, присущим всем современным виртуальным мирам.

Трейлер показывал исключительно комедийные моменты, и ожидание от сериала сформировалось такое, словно это будет ситком про жизнь после смерти в виртуальной реальности: гэги по поводу донатов и платных скинов костюмов, глитчей и стоимости подписки. Они все тут, конечно, присутствуют, но каждая такая шутка пугающая в той же степени, в которой смешная. И да, именно так работает сатира — обличает пороки современного общества.

Пугает другое — мы уже смирились с тем, что живем в антиутопии. Более того, мы словно ждем, когда уже она наступит в полную силу. Это похоже на удаление зуба — понимаешь, что будет неприятно, но не терпится, чтобы все прошло.

Upload круто развивает современные технологии — машины с автопилотом, доступные только богатым; телефон-браслет с голографическим экраном и управлением жестами (выглядит действительно удобно); велошеринг, где велосипед возвращается обратно автоматически; а самая главная технология сериала — возможность оцифровать свое сознание.

При этом главный герой погибает в автокатастрофе (каждый встречный думает, что он шутит, ведь автопилот не подводит), на голографических экранах все смотрят мемы, а если у тебя не хватает денег на посмертную подписку — тебя переводят на бесплатный тариф, который и жизнью нельзя назвать.

Причем в сериале без стеснения высмеивается Amazon — компания с легкостью угадывается в вымышленном Horizen, который предоставляет один из множества миров после смерти. Их вариация — это упомянутый выше вечный дом престарелых, где все завязано на комфорте, спокойствии и умиротворенной жизни. Логично, что есть много разных серверов — от саванны в Африке до бесконечного Лас-Вегаса.

Хоть все и выглядит легкой рекламой Amazon, при просмотре не чувствуешь сильного отрыва от реальности. Возникает ощущение, что все примерно так и будет — и чувствуешь себя комфортно. Не в смысле, что такой мир устраивает зрителя. Скорее, что именно такой мир примерно ожидаешь и готовишься к нему. Эмоции схожи с теми, которые испытываешь на самоизоляции: все вокруг не нравится, но глобально человек ситуацию изменить может.

Upload круто визуализирует и экстраполирует современные цифровые проблемы. Horizen не пытаются выставить хорошей компанией. Будущее, которое она несет в том числе, скорее мрачное. Но когда держишь в голове связь между Horizen и Amazon, невольно задумываешься, почему бы им не представить свою компанию в более светлом тоне?

Моя версия: это была бы слишком топорная пропаганда и зритель сразу увидел бы обман. Невозможно поверить в недалекое будущее, в котором волшебным образом избавились от социальных и экономических проблем. Мы пережили идеалистические системы, которые старались ускорить прогресс, уместить пятилетку в три года. Этому способствовала научная фантастика, которая работала на утопию.

Эта идея на глазах потерпела крах, поверить в подобное сложно. И если мы находили надежду в технологии вместо идеологии, то сейчас мы видим, что прогресс и научные достижения не меняют общество.

Свободный интернет, который идеалистически перекликается с социализмом, погряз в капитализме, монополиях и «злых» корпорациях. Все это на фоне новостей о том, как с данными пользователей обращаются компании, как свободолюбивые технологии поглощаются крупными монополистами. Одним словом, мы наглядно видим, как можно использовать технологии для слежки, контроля и извлечения максимальной выгоды.

Мы уже находимся в ожидании антиутопии, смирившись с тем, что она рано или поздно наступит. Параллельно с новостями о выращенном на лабораторной мыши ухе, мы видим, как реализована китайская система социальных баллов и распознавания лиц. В троллейбусе, который старше вас самих раза в два (и выглядит соответствующе), можно расплатиться проведя часами над терминалом.

Текущая экономика и пандемия только усугубляют ситуацию. При этом никаких возможностей повлиять на пришествие глобальной антиутопии нет, а лучший способ справиться со всем стрессом — победить его с помощью мемов. Или же через комедийный сериал, который из жанра научной фантастики перерастает в срез жизни.

А с помощью технологии загрузки в цифровое пост-существование можно шутить над всеми близкими и знакомыми вещами: таргетированной рекламой, пэйволлом и донатами, проблемами общения в социальных сетях. Но вместо демонстрации экрана (кто вообще хочет смотреть подобное?), можно показывать «аватар», у которого нет возможности вырваться в оффлайн.

Upload — тот сериал, где самые смешные шутки оказываются наиболее пугающим прогнозированием. Но, кажется, почти все современные мемы на этом основаны, а мы уже смирились, что будущее будет пугающим и отстойным.

Будущее — это ловушка.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО