ПОНЯТНО
Манга «Олдбой» — невероятно молчаливый психологический триллер

Манга «Олдбой» — невероятно молчаливый психологический триллер

Продолжаем рассказывать об отличных комиксах на выходных. В этот раз манга «Олдбой», корейская экранизация которой снова вернулась в кино.

  • 962
  • 1
  • 25 января 2020

В 2003 году вышла экранизация одноименной манги «Олдбой» от режиссера Пака Чхан-ука. Нео-нуарный триллер завоевал кучу наград, народное признание и даже американский ремейк от Спайка Ли спустя 10 лет. Ремейк, в свою очередь, получил негативные отзывы и одни из худших сборов в карьере режиссера.

Ну а что с мангой? Она не так популярна, как экранизации, при этом получила в 2007 году награду Уилла Айснера (одну из самых крутых в мире комиксов). Манга выходила с 1996-го по 1998 год, насчитывает восемь томов и просто-напросто великолепна.

Во-первых, пусть вас не пугает формат. Как только привыкаешь читать справа-налево (это дело одного выпуска), начинаешь скользить по сюжету без особых препятствий. Ритм комикса ближе к западному стилю — крупные панели, двадцатистраничный формат. При этом чувствуется, что это по-прежнему японская манга. Много внимания ее создатель Нобуаки Минэгиси уделяет деталям.

Огромное преимущество «Олдбоя» в его немногословности. Многие сюжетные вещи раскрываются через сложные (иначе никак не описать) лица персонажей. Тяжелые взгляды главного героя и антагониста создают невероятное напряжение между ними. Если бы вы положили телефон между двумя панелями, где они хмурятся, то смогли бы зарядить телефон.

Но чувство повтора не возникает. Взгляд скользит по панелям, информация о мире и сюжете выдается порционно. Как в комиксах, все самое интересное скрывается в пространстве между панелей, так и в самой истории все самое интересное скрывается за молчанием.

В этом чувствуется главное отличие манги от экранизаций. Вообще, адаптировать подобные произведения в киношный формат крайне сложно. Конечно, есть положительные примеры (те же «Хранители»). Тем не менее, в таких продолжительных сериях можно уделить достаточное время для расстановки всех шахматных фигур перед финальной партией. Неспешность хорошо играет на руку сюжету «Олдбоя».

Главный герой провел последние 10 лет заточенным в персональной тюрьме. Он не знает, за что его туда заключили, когда выпустят и кто за всем этим стоит. Все что у него есть: телевизор, небольшая комнатушка и одно и тоже китайское блюдо каждый день. Он решает идти по пути аскезы, подсмотренной у монахов. Каждый день тренирует свое тело и сохраняет трезвость разума.

Сюжет начинает раскручиваться с его освобождением. Первым делом он пробует свободу на вкус. А после решает, во чтобы то ни стало, найти того, кто похитил десять лет его жизни. У него есть четкая и явная цель, тренированное тело и отсутствие какой-либо привязанности к жизни. Это позволяет сбалансировано (прямо как завтрак) сочетать экшен и психологический триллер. Периодически напряжение разряжается в динамичной сцене, а после снова возвращается к серьезным лицам противостоящих героев.

Это создает камерную и глубокую историю, которая, благодаря формату комикса, разворачивается в особом ритме. Манга держит в напряжении и желании дорваться до истины. Это позволяет лучше чувствовать связь с главным героем, который знает не больше нас. Всю историю стараешься предугадать истинные мотивы персонажей, просчитать грядущие события (но выходит с трудом).

Экранизации вышли очень разными. Корейский вариант более медитативный, приближенный к комиксу и сосредоточенный на психологии. Версия Спайка Ли, за что ее часто критикуют, больше про экшен. Правда, существует еще режиссерская версия, и создатель фильма крайне недоволен сокращением хронометража. И это притом, что обе экранизации отличаются концовками от оригинальной манги.

Манга избегает этой ловушки (это оригинальное законченное произведение). Но основная беда в том, что корейская концовка оставляет вас в напряжении: что-то неправильно, история не закончилась. Просто мы перестали за ней следить. И это качественно выделяет фильм как психологический триллер, позволяя насладиться его послевкусием. Американский вариант сильно смягчает концовку, приводит все к хэппи-энду, благодаря чему становится типичным боевиком. У него есть свои жанровые проблемы, но именно после концовки не чувствуется мрачного осадка, которые дает манга (особенно она!) и корейский фильм.

Потратьте не десять лет, а 120 минут на потрясающий корейский фильм, который снова в кино!
Ваш Дважды Два

Загрузка...
ПОНЯТНО