ПОНЯТНО
Находка десятилетия: как хорошо адаптировать ранобэ и почему Sword Art Online и Re:Zero так популярны

Находка десятилетия: как хорошо адаптировать ранобэ и почему Sword Art Online и Re:Zero так популярны

Что такое ранобэ? Как экранизация лайт-новелл вроде Re:Zero и Sword Art Online стала трендом? В чем их особенности? Рассказывает Сабина Найко.

  • 818
  • 26 октября 2020


Адаптация лайт-новелл стала настоящим трендом десятилетия. Сегодня ни один сезон не обходится без свежей истории про «попаданца» с претензией на продолжение, но незавершенным оригиналом. В этой статье я расскажу о том, почему экранизировать японскую прозу стало так модно, заменит ли ранобэ мангу и что отличает такие аниме-адаптации от остальных сериалов.

ЛАЙТ-НОВЕЛЛЫ ИЛИ МАНГА?

Лайт-новеллы или ранобэ — небольшие японские романы, ориентированные на подростков и молодежь. Их связь с аниме заметна с первого взгляда — чаще всего авторы используют иллюстрации в схожем стиле как внутри тома, так и на обложке. Тем не менее, даже после того, как ранобэ стали повально экранизировать, основным источником для японской анимации осталась манга.

Манга и ранобэ

Технически, как комиксы, так и проза с иллюстрациями рассказывают историю, однако это не делает их одинаково удобными к сериальной интерпретации. Принципиальное различие между ними — разные формы сторителлинга, которые определяют восприятие истории. К примеру, в лайт-новеллах читатель воспринимает происходящее через внутренний монолог протагониста, а отношения между героями в основном раскрываются через диалоги между ними.

Когда приходит время адаптировать историю в аниме, создатели неизбежно сталкиваются с трудностями. Если переносить на экран эти разговоры, сериал выйдет затянутым. Если же, наоборот, убрать из ранобэ «воду», персонажи не будут раскрыты достаточно, так как их развитие в оригинале происходит в основном через разговоры. Без внутреннего монолога, занимавшего огромную долю новеллы, главный герой аниме будет плоским и безжизненным, нужным лишь для ассоциации со зрителем. Так создателям сериала необходимо найти и соблюсти баланс между словами и действием. В манге любого жанра происходящее воспринимается через действие, не важно, что это: посиделки за чаем или ожесточенная битва. В лайт-новеллах все наоборот.

В конце концов, ранобэ — это литература. Большую часть времени внимание читателя сфокусировано на диалогах. В комиксах же он буквально наблюдает действие с помощью кадров (фреймов). Перенести историю такого формата в аниме намного проще даже с технической стороны. Если экранизировать лайт-новеллы тем же способом, что и мангу, зритель легко потеряет интерес к обезличенным героям. Поэтому режиссеру необходимо прочувствовать эту тонкую грань, чтобы выпустить достойный сериал.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Первые аниме по мотивам лайт-новелл появились в 90-х с популяризацией научной фантастики и фэнтези. Отправной точкой считается сериал о параллельном мире в сеттинге средневековой Европы Aura Battler Dunbine, по которому позже вышло ранобэ с тем же миром и сюжетом. Аниме этого периода (Record of Lodoss War, Slayers, Fortune Quest и Sorcerous Stabber Orphan) стали хитами благодаря использованию смешанной стратегии распространения франшизы, сочетающей мангу, аниме, литературу, музыку и радио. Иными словами, лайт-новелы первоначально были лишь инструментами популяризации.

Кадр из Aura Battler Dunbine (1983)

В 2000-е годы в аниме индустрии произошел сдвиг в сторону повседневности. Одна из наиболее удачных и показательных аниме-адаптаций того времени The Melancholy of Haruhi Suzumiya («Меланхолия Харухи Судзумии») не чистое фэнтези, а история, основанная на обычных жизнях, которые в один момент изменились из-за паранормального нечто.

В 2010-х небывалую популярность обретает жанр исекай, сеттинг «другого мира». В то время, как персонажи из сериалов 90-х изначально живут в ином мире, герои исекая случайно посещают эти вселенные и играют в них активную роль. Помимо побед в конкурсах от издателей, многие лайт-новеллы размещаются на веб-сайтах для публикации этой литературы. Аниме, представляющее этот жанр: Sword Art Online, Overlord, KonoSuba и Re:Zero.

Помимо случайного попадания в другой мир ключевым моментом в сюжетах исекай становится перемещение в мир видеоигр в жанре MMORPG (Sword Art Online и Overlord).

Кадр из Overlord (2015)

Несмотря на то, что индустрия постоянно меняется, большинство лайт-новелл можно более или менее отнести к одной из трех тематик: фэнтези (меч и магия), повседневность (с элементами эротики) и исекай (попадание в другой мир). В сравнении со стандартной литературой писателям-новичкам легче работать с лайт-новеллами, ведь многие издатели спонсируют конкурсы для авторов этого жанра, помогая развивать их творчество. После публикации такие работы часто привлекают внимание компаний, занимающихся производством аниме. Так они получают экранизации. В России издательством самых популярных ранобэ (Sword Art Online, Spice & Wolf и т. д.) занимается «Истари Комикс».

ОТКУДА МИФ, ЧТО ВСЕ АНИМЕ-АДАПТАЦИИ ЛАЙТ-НОВЕЛЛ — ПЛОХИЕ

На фоне популярности лайт-новелл среди создателей аниме, растет и количество сериалов-однодневок. Когда в индустрии появился спрос на жанры гарем и исекай, множество лайт-новелл на тематических сайтах стали кладезем идей.

Плохие экранизации, как правило, имеют одинаковый набор штампов (попаданчество, сильный протагонист без отличительных черт личности, несколько любовных интересов, тематика фантастики, фэнтези и/или видеоигр), поэтому распознать их просто.

Кадр из Conception (2017)

Это неизбежно приводит к тому, что аудитория складывает мнение о сериале исходя лишь из того, что он — адаптация ранобэ. Такой подход играет на руку тем, кто не признает современное аниме в принципе, сравнивая проходные сериалы с более ранней классикой. Наблюдая, как много исекая выходит каждый сезон, в это действительно можно поверить.

Тем не менее, есть множество примеров хороших аниме-адаптаций. Re:Zero, у которого недавно вышел второй сезон, избегает (и даже высмеивает) эти штампы. Все начинается вполне обычно с протагониста-отаку, попадающего в фэнтезийный мир, однако дальше зрителю открывается основная особенность истории — способность героя умирать и перерождаться в определенной временной точке. Он анализирует свои действия и поступает так, чтобы добиться наилучшего исхода событий. Кроме того, смерть протагониста действительно причиняет страдания и влияет на его психику. Несмотря на трудности с раскрытием второстепенных персонажей, сериал можно назвать одной из лучших экранизаций ранобэ.

Еще один удачный пример адаптации — Toradora. Главный герой оказывается в классе со своим лучшим другом и девушкой, в которую давно влюблен. Там же он встречает хулиганку и грозу всей школы, которая оказывается его соседкой и, к тому же, влюбленной в его лучшего друга (вот такая школьная санта-барбара). Каждый персонаж вышел достаточно раскрытым и живым. Тем не менее, это не спасает аниме от затянутости и филлеров, поэтому нельзя сказать, что он преодолел все штампы жанра.

Кадр из Re:Zero: Starting Life in Another World

Индустрия японской анимации стремительно развивается, находит новые источники идей и самостоятельно задает тренды. Для писателя адаптация его лайт-новеллы — не только факт признания, но и возможность лишний раз пропиарить оригинальный роман. Пока обе эти стороны заинтересованы друг в друге, совместные работы будут выходить все чаще. Остается лишь наблюдать за развитием этой тенденции, ведь, судя по всему, ее история только начинается.

Изучает тренды с вами,
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО