ПОНЯТНО
«Душа» от Pixar: от фильма-ограбления к экзистенциальному шедевру

«Душа» от Pixar: от фильма-ограбления к экзистенциальному шедевру

Посетили встречу с аниматорами Pixar и спешим поделиться впечатлениями и подробностями следующего фильма студии.

  • 732
  • 0
  • 12 Октября 2020


«Душа» (Soul) ушла в диджитал — фильм выйдет 24 декабря на платформе Disney+, но поскольку в России она пока недоступна, мы сможем посмотреть мульт в кинотеатрах (пока без даты релиза). Тем временем Артем Нечаев уже частично посмотрел «Душу» и пообщался с ее создателями, поэтому — делимся подробностями.

Начнем с сюжета: по первому трейлеру я подумал, что фильм будет про загробную жизнь и ее прикрасы. Однако, со временем стало понятно, что на деле все иначе. Главных героев будет два: джазовый музыкант Джо, который прямо перед прорывом в своей карьере умирает, и «нерожденная» душа 22, которая всеми силами отказывается оживать на этой вашей Земле, потому что там не круто. Джо, очевидно, хочет вернуться обратно, 22 — наоборот. Такова основная завязка.

Прессе показали первые полчаса фильма, и если коротко, то после них хочется больше и больше. «Душа» поражает анимацией, сюжетом, дизайном, юмором, продуманной загробной жизнью, музыкой, посылом и принимаемыми вопросами. Это далеко не все плюсы мульта, но остановимся на них, потому что по результатам пресс-конференции о вышеперечисленном можно рассказать подробнее и с интересными фактами.

Первый тизер мультфильма

У «Души» даже начало любопытное, потому что все дело в душевных терзаниях режиссера мультфильма Пита Доктера. После успеха «Головоломки» он начал задаваться вопросом: действительно ли анимация — его призвание. Даже по этим экзистенциальным мукам понятно, что мульт будет отличаться от своего предшественника. Продюсер нового фильма Дана Мюррей даже назвала «Головоломку» «буткемпом» «Души».

«Я ожидал, что „Головоломка“ исправит мою жизнь, но это не произошло. В моем внутреннем мире все еще много всего поломанного, и, по-моему, именно это послужило началом для „Души“. Момент вроде „Окей, что я должен делать со своей жизнью? Правильно ли я ее живу?“ Я не уверен, что это „правильно“ существует», — Пит Доктер.

Так появилась идея сделать мультфильм о душах, о жизни до и после смерти. Следующим этапом стало создание облика этих душ — задача не из простых. Художники перебрали огромное количество вариантов — цветные кляксы, огненные шары, прозрачные создания на основе стекла и т.д. Доктер тоже предложил свой вариант — летающую белую голову с лицом и несколькими конечностями внизу. Потом в игру вступил аэрогель, текстура которого идеально подходила для душ — так задумка режиссера ожила.

Теперь предстояло придумать сюжет «Души». Одной из первых идей был фильм-ограбление — Джо и 22 бегали по загробной жизни и пытались стащить пропуск на Землю. Создатели фильма хотели часть хронометража провести в мире живых, а с ограблением это получалось сделать только через флэшбеки, которые плохо передавали чувства героев. Идею отвергли. Джо мог стать актером, но это создавало эгоистичный вайб — мол, он делает все ради славы. А потом создатели наткнулись на это видео:

В нем музыкант Херби Хэнкок рассказывает о своей любви к джазу и прелестях этого жанра музыки. Послушав его искреннюю речь, Доктер и Ко. решили, что Джо будет джазменом, ведь «джаз — идеальное воплощение жизни». Так «Душа» получила свою музыкальную основу, а саундтрек у фильма просто завораживающий и полностью оригинальный.

Что касается первых тридцати минут фильма, то тут нужно обговорить три момента. Первый: потрясающая «интерстелларная» сцена, которая умудрилась пощекотать мои анимационные железы, как ничто другое. Не вдаваясь в подробности, в определенный момент все вот это вот пиксаровское 3D сводится к белым линиям на черном фоне. Но эти линии создают будоражащую воображение картинку, которая по идее олицетворяет Вселенную. Я никогда не видел ничего подобного, а главный по анимации Бобби Подеста, когда прочитал описание этой сцены, понял, что обязан работать над этим фильмом.

Второй: если вы думаете, что в «Душе» будет много загробной жизни, то вы ошибаетесь. Будет много предгробной жизни (мы будем называть ее «преджизние») — места, в котором новые души получают свои «параметры» перед тем, как отправиться на Землю. И это чуть ли не лучшее место на всем белом свете, что в принципе можно понять. Как минимум оно выглядит мягким, уютным, светлым и жизнерадостным.

При создании преджизния дизайнеры обращались ко многим мировым религиям и философиям, чтобы создать нечто общее, нейтральное. В то же время им нужно было придумать место, в котором формируется наш характер, наши увлечения, наши личности. Поэтому было принято решение вдохновляться парижской «Всемирной выставкой», где происходило смешение культур, этакий суп, из которого может родиться что-то новое.

А теперь интересная деталь: меня лично поразил контраст между реальным миром и мягкостью преджизния. Я спросил у аниматоров, почему они решили сделать его гораздо более привлекательным по сравнению с Землей. Объяснение есть выше, но интересно другое. Еще один куратор по анимации Джуд Браунбил сказала: «Посыл был сделать человеческий мир более интересным, захватывающим, проработанным, будоражащим, желанным. Чтобы мы могли понять, почему души хотят попасть в него». Просто вдумайтесь в задачу, которую они себе поставили: создать модель идеального мира, в котором рождаются души, а потом заставить зрителя хотеть в реальность, а не вот в это комфортное блаженство.

И третий момент: поскольку все вот это загробное и предгробное сделано абсолютно нейтрально, тут нет никаких богов и чего-либо подобного. Главная — Вселенная. И ей нужны были свои агенты — Консультанты. Они — буквально ожившие линии с подсветкой, но эти линии двигаются и самовыражаются похлеще людей. Как минимум, на них безумно необычно и интересно смотреть, потому что раньше я такого не видел.

Как максимум они интересны с технической стороны. Аниматоры рассказали, что сначала сделали реальные модели Консультантов из проволоки, чтобы понимать, как они выглядят с разных углов. Потом они внезапно поняли, что анимировать это вручную — абсолютный ад, ведь линия должна казаться живой. И поэтому создали какую-то (какую — не уточнили) новую технологию специально для анимации этих персонажей. И оно того стоило.

Кадр из «Души»

«Нас двигали вперед искусство и технологии. В данном случае искусство действительно поставило технологиям челлендж, а технология в свою очередь вдохновила искусство. В итоге мы получили что-то не только визуально потрясающее, но еще и балансирующее между искусством и актерским мастерством. Вы одновременно художник и актер, когда пытаетесь создать что-то подобное», — Бобби Подеста.

Мне не давал покоя один вопрос. В преджизнии душам для получения пропуска на землю необходимо получить свою «искру» — занятие, которое станет главным в их жизни. С учетом душевных терзаний самого Доктера (и моих личных взглядов, куда же без них), стало интересно, почему они решили дать такой детерминистский ответ на чуть ли ни главный вопрос всей жизни.

«Помимо кучи других философий, мы начали с эссенциализма. С этого убеждения, что „хэй, ты рожден с тем, что у тебя есть, с тем, что тебе дал Бог, и твоя работа — смириться с этим и идти вперед“. С другой стороны, в мире есть люди, которые полностью отвергают эту установку. По-моему, фильм, споря сам с собой, мечется от одного убеждения в другому. Наверно, потому что у меня были времена, когда я верил в обе версии. Например, я знаю людей, которые были рождены несправедливо талантливыми. Почему это так? Это не дает покоя. Но я также знаю людей, которые трудились изо всех сил и пришли к вершинам, к которым по идее добраться не должны были. Я думаю, что в реальности мы имеем дело со смесью этих утверждений, между которыми мечется фильм», — Пит Доктер.

Кадр из «Души»

Вроде как все написанное должно дать вам понять, что из себя представляет «Душа». Это крайне глубокий мультфильм на темы, которые естественно волнуют каждого из нас: в чем мое предназначение? что нас ждет после смерти? что такое душа? В первом получасе фильма нет ответа на эти вопросы, но по ним четко виден крепкий экзистенциальный фундамент, на котором Доктер и Ко. стараются выстроить свою картину мира. А по тому, как они рассказывают о «Душе», понятно, что эти темы не могли оказаться в более компетентных и заинтересованных руках. Так что ждем от Pixar нового шедевра. А напоследок я оставлю вам слова, которыми Доктер закончил встречу с журналистами и которые, кажется, сейчас хотят услышать все:

«С каждым фильм Pixar мы хотим создать что-то веселое, смешное, что-то для всех. Но это дает нам что-то вроде троянского коня — попытку, даже возможность опуститься глубже и задуматься. Мы собираемся работать над этим четыре-пять лет, оно должно захватить нас. Поэтому мы как люди стараемся погрузиться в то, с чем мы страдаем, в наши радости, успехи, боли, провалы — все это идет в наши фильмы. […]

Я все еще верю, что люди хотят видеть на экране себя. Они хотят подтверждения, что разделяют свои жизненные страдания с другими людьми, что они не одни в этом мире (особенно сейчас). Бывают дни, когда ты никого не видишь, и тогда в голове появляются вопросы: «Я здесь один? Только я прохожу через это?» Поэтому для наших фильмов мы стараемся выбирать режиссеров, которые будут разговаривать о своем опыте, в надежде что их страхи, радости, успехи будут резонировать со зрителем. […] Я думаю, что это то, что нам суждено делать, понимаете? Я не хочу показаться евангелистом, но оно так ощущается», — Пит Доктер.

Нас ждет душевное кино.
Ваш Дважды Два.

Кадр из «В поисках Немо»

P. S. В начале 2020-го моя коллега Наташа написала крутой текст «Почему мультфильмы Pixar заставляют нас плакать». Мне выпала возможность задать этот вопрос напрямую создателям этих фильмов, и вот что на него ответил Бобби Подеста:

«В фильмах Pixar мы рассказываем личные истории, всегда их рассказывали. Начинаются они, может быть, с личной истории режиссера, но эти фильмы — коллаборационный процесс. Мы вкладываем в них себя. Не важно, рассказываем ли мы историю о рыбе, машине или душе. Мы рассказываем глубоко человечную историю. И когда вы можете увидеть себя в ней, когда вы можете поместить себя в этот момент на экране, это вас задевает. Если мы сделали нашу работу правильно, если мы действительно поразили мир вокруг нас в нашем сюжете, со всеми деталями и эмоциями, с сердцем — именно это приводит к слезам».

Загрузка...
ПОНЯТНО