ПОНЯТНО
В чем трудность с чтением сложных комиксов? Разбираемся на примере Тора и Человека-паука

В чем трудность с чтением сложных комиксов? Разбираемся на примере Тора и Человека-паука

Наш редактор прочитал комикс про Могучего Тора и вместо восхищений подвигами бога грома задумался о том, почему иногда бывает тяжело читать сложные комиксы.

  • 955
  • 14 ноября 2020


Издательство «Комильфо» поделилось с нами комиксом «Классика Marvel. Могучий Тор», в котором собраны выпуски серии Journey into Mystery с первым появлением бога грома в комиксах Marvel. Наш редактор Варков — о том, как меняются комиксы и как трудно порой объяснить это людям, далеким от комиксов.

В этом сборнике собраны истории 60-х о Торе, его ранних подвигах, зачатках противостояния с братом Локи, а также о том, как бог грома на Земле превращался в простого врача Дональда Блейка. Враги тут тоже самые причудливые: Мерлин, коммунисты, гангстеры и даже мистер Хайд (правда, не тот, что у Роберта Льюиса Стивенсона). Созданы они знаменитыми авторами — Стэном Ли, Ларри Либером, Джеком Кирби, Робертом Бернштейном, Джоном Синнотом и другими.

Все фотографии в статье из сборника «Классика Marvel. Могучий Тор»

У «Комильфо» в рамках «Классики Marvel» вышло множество старых комиксов — о Мстителях, Людях Икс, Железном человеке, Фантастической четверке и других. Но меня зацепил конкретно Тор, потому что я очень люблю персонажа и интерпретацию норвежской мифологии в комиксах Marvel. Я даже как-то рассказывал на 2х2 о том, что происходит с богом грома в актуальных комиксах — как он стал недостойным Мьельнира, как его заменила Джейн Фостер и чем это все закончилось.

Чтение классических историй заставило меня задуматься о том, как за прошедшие почти 60 лет (с 1962 года) изменились не только комиксы про Тора, но и истории о супергероях в целом. Эти наивные, но по-хорошему устаревшие истории приятно читать — они наглядно показывают контраст между асгардскими мифами и современным (на момент выхода комикса) обществом. То же самое и при чтении сегодня — невольно сравниваешь мир вокруг с описанными реалиями.

И это работает не только в плане восприятия персонажей, но и в плане изменений, произошедших с ними. Возьмем как пример другого супергероя, более «народного», — Человека-паука. Когда в 2015 году я работал в магазине комиксов и «Комильфо» только-только запустили новые серии Marvel, на рынке было мало комиксов о дружелюбном соседе. Особенно таких, которые были бы простыми и понятными для любого читателя.

Так как сложно найти идеальную точку для запуска комиксов про столь крупного персонажа в России, серия «Комильфо» стартовала с одной из важных актуальных точек — его «смерти» в 2012-м в сюжете «Последнее желание». По сюжету, умирающий Отто Октавиус использует устройство, которое меняет его телами с Человеком-пауком. В итоге Питер Паркер и правда умирает в теле Доктора Осьминога, а Отто решает стать новым, лучшим, совершенным Человеком-пауком (так и назывался сюжет, в котором фанатам представили совершенно иного дружелюбного соседа).

Я помню, как люди, иногда в возрасте, иногда мои ровесники, приходили в магазин за подарком для друзей или детей-подростков и просили что-то попроще. Отечественные издательства существуют в рамках обязательств перед зарубежными коллегами, правообладателями, которые часто навязывают выпуск историй в комплекте. Берет издатель, скажем, комикс про Человека-паука, который хочет выпустить, но вместе с ним ему придется издать еще три менее интересные истории. Так и попадают на полки магазинов комиксов новинки, которые на деле интересны очень узкому кругу, а обычным читателям воспринимать их сложно. Конечно, это не относится ко всем комиксам. Есть и те серии, которые владельцы издательств просто любят и потому выпускают их на русском.

Но вернемся к Человеку-пауку. Я помню, как регулярно слышал в магазине такие вопросы:

— А о чем этот комикс?

— Доктор Осьминог переселился в тело Человека-паука и пытается быть супергероем.

— А есть что-то попроще?

— Мне комикс для сына, он хоть и подросток, но какая еще смерть супергероя!?

— А можно не такое сложное, пожалуйста?

— А Бэтмена никуда не переселяли, можно с ним комиксы посмотреть?

На первый взгляд, сюжет совершенно типичный для комиксов, но его было тяжело воспринимать тем, кто никогда прежде в эту индустрию не погружался. И тут я задумался: а почему людей вообще отпугивают сложные комиксы? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо разобраться в их потреблении. В сознании широкого читателя они не требуют столь глубокого погружения, как книги, поэтому их часто читают в пути, в очередях или по вечерам после работы/учебы. То есть комиксы читаются в основном в неглубоком потреблении, люди редко выкраивают время, чтобы основательно сесть, заварить себе чай и вдумчиво вчитаться в комикс.

И раз люди читают комиксы достаточно неглубоко, то им доступнее читать те истории, для которых не требуется огромного бэкграунда и дополнительных объяснений. Это, конечно, не ультимативно — читатель всегда сам решает, нужны ему сложные комиксы или нет. Но опыт работы в магазине комиксов подсказывает, что в рознице за комиксами как раз заходят те, кто потребляют их без тотального погружения.

Но в чем сложность с чтением комиксов? Неужели параллельные вселенные и истории вроде «Совершенного Человека-паука» так пугают людей? Я попробовал выделить три причины, почему сложные комиксы отпугивают даже тех, кто уже не раз читал комиксы:

  • Сложные комиксы вынуждают искать контекст. Скажем, узнав, что в теле Человека-паука суперзлодей, вы наверняка заинтересуетесь предысторией читаемой книги, что нарушает ваш план на вечер, где вы хотели прочесть конкретный комикс и почиллить на диване.
  • Сложные комиксы комиксы требуют больше времени. При чтении таких историй приходится следить за связью со вселенной, учитывать контекст других серий комиксов и то, что происходит с персонажами в глобальных событиях. У всех ли есть на это время? Едва ли.
  • Сложные комиксы ломают ожидания. Предполагая, что вы проведете чилловый вечер под комикс, вы можете наткнуться на то, что он окажется совсем не тем, чего вы ждали. Ожидание и реальность часто не совпадают, когда дело касается супергеройских комиксов, и вот вы уже читаете не легкое чтиво, а углубляетесь в психологические травмы персонажа, потерявшего кого-то из близких.

Портит ли это сам процесс чтения? Нет, конечно. Всегда приятно узнавать что-то новое, поэтому я рад за читателей, если им удается отправиться в путешествие по вселенным комиксов, а толчком к этому приключению стали какие-то неясные моменты в купленных ими историях.

Магазин, в котором я работал, Bizarrebook, делал ставку на покупателей, которые были далеки от комиксов. Он находился на окраине города в торговом центре, заточенном под различные хобби. И люди, собиравшие марки или монеты, заходили к нам, чтобы купить комиксы в подарок (а иногда и себе). Редко кто разбирался в этих персонажах, поэтому мы и закупали в основном те истории, которые были бы понятны при любом уровне знакомства с комиксами — даже если купленная книга будет первой и последней.

Меня всегда расстраивало, что многие люди не хотят читать что-то намеренно сложное. Но во времена работы в магазине я не оставлял попыток объяснять, зачем читать такие комиксы, зачем выходить из зоны комфорта, где истории простые и понятные в духе «добро неминуемо побеждает зло», и для чего вообще все эти усложнения.

И порой это работало. С ростом индустрии комиксов в стране все больше экспериментов Marvel, DC и других издательств стали выходить на русском языке. И со временем людям, которые приходили в магазин, самим пришлось изменить свой взгляд на комиксы.

И тут я вернусь к Тору. Бог грома всегда был одним из моих любимых персонажей, и отдельное его достижение в том, что практически все сольные его комиксы самодостаточны. Все новые истории об Одинсоне позиционируются как новые легенды о приключениях Тора, которые впоследствии будут вписаны в сказания о его подвигах. Классические комиксы Marvel о боге грома отлично отражали этот принцип. Например, в книге, что нам прислало «Комильфо», каждый выпуск — отдельная история.

И их можно читать, не особо думая о порядке и о том, как это повлияет на Тора. Оставьте это хардкорным фанатам, тем, кто любит погружаться в таймлайны и альтернативные версии персонажей. Если вы читаете комиксы нерегулярно, то истории о боге грома, с какой бы вы ни начали, будут отличной стартовой точкой для знакомства с персонажем.

Читайте хорошие комиксы.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО