ПОНЯТНО
Почему мультфильмы Pixar заставляют нас плакать

Почему мультфильмы Pixar заставляют нас плакать

«Ну что, опять реветь?» — уже стандартная реакция на новый проект Pixar. Мы отправили не самого слезливого редактора на премьерный мультфильм «Вперед», но даже тот пришел опухший. Потому решили разобраться — какие механизмы так ловко действуют на нас, заставляют плакать, но продолжать любить и смотреть пиксаровские проекты.

  • 1997
  • 0
  • 21 Февраля 2020

«Ну что, опять реветь?» — уже стандартная реакция на новый проект Pixar. Мы отправили не самого слезливого редактора на премьерный мультфильм «Вперед», но даже тот пришел опухший. Потому решили разобраться — какие механизмы так ловко действуют на нас, заставляют плакать, но продолжать любить и смотреть пиксаровские проекты.

ЭТО НЕ ПРОСТО ДОЖДЬ

Немного разберемся, почему мы вообще плачем на фильмах. В отличие от других существ, мы, люди, делаем это не только для смачивания роговицы/реагируя на раздражители, но и от сильных эмоций. Обычно слезы нужны для эмоциональной перезагрузки или в качестве призыва о поддержке со стороны. Часто эти функции миксуются, хотя во время просмотра кино преобладает все же первая.

Возникает вопрос: если мы прекрасно знаем, что будем плакать, почему нарочно покупаем билеты на такие мультфильмы? Поправляем очки как настоящие ученые: Дело вот в чем: был проведен эксперимент, где измерялось настроение людей во время просмотра таких драматических моментов и состояние после киносеанса. Оказывается, у всей «рыдабельной» группы настроение значительно повышалось через час-полтора после просмотра. Получается, мы нарочно опускаемся на эмоциональное дно, чтобы нас позже отпустило.

Но слезы мы льем далеко не на всех фильмах. Так что давайте разбираться, что в мультфильмах Pixar нажимает на наши железы. С помощью чего создатели заставляют нас плакать.

Ах, да: спойлеры не выходят за рамки трейлера. Мультфильм стоит того, чтобы обойти сюжетные повороты в статье.

НЕТИПИЧНЫЕ ПАРОЧКИ

Никаких принцесс, богатырей и прочих заведомо «не таких, как все» героев. Нам рассказывают истории персонажей, ничем не отличающихся от других жителей выдуманного мира. Главные герои «ВАЛЛ-И» — типичные роботы; «Вверх» — такие же люди, как и все вокруг; «В поисках Немо» — обычные жители водной среды обитания; «Вперед» — среднестатистические эльфы, живущие в соседнем грибе.

При этом в долгий полнометражный трип отправляются герои, часто противоположных взглядов на главную проблему фильма. Например, в мультфильме «Вперед» вам может первые несколько минут нравиться эльф Иэн, но чуть позже вы влюбитесь и в Барли. И все приключение вас будет кидать между ними: то вы будете разделять благоразумие первого, а то поверите в невозможное со вторым (как и в жизни мы часто переживаем за баланс между рациональным и эмоциональным). Потому так важно то согласие, к которому приходят персонажи в конце: оно не просто дает фильму свой «хэппи-энд» — оно дает вам разрешение внутреннего конфликта.

ГЛАВНЫЙ ЗЛОДЕЙ — ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Часто в мультфильмах попросту нет какого-то чудовища, что будет гнаться, например, за красотой (передаем привет королеве из «Белоснежки») или властью (Шрам, мы не видим твоих лап). Вместо этого есть обстоятельства, обозначенные создателями в самом начале: вот в картине «Вверх» Карлу Фредриксену приходится делить путешествие с девятилетним Расселом, а эльфам («Вперед») — искать верхнюю часть собственного недоколдованного отца. Не просто так в путешествие с Дори отправляется и отец Немо — это вынужденный трип с целью найти пропавшего сына. Конечно, в их длинное приключение проникают отрицательные герои, но они вызывают лишь временный дискомфорт.

При этом, персонажам тоже есть, что побеждать. Да, здесь нет дракона, которого можно пощупать мечом, или злодея, которого хочется заточить в клетку. Но выиграть у судьбы, стать лучше и доказать (в первую очередь — самому себе), что ты сильнее любых проблем — гораздо ценнее, чем расквитаться с какой-нибудь злодейкой.

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЗЛОБОДНЕВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Странно было бы принимать близко к сердцу мультфильм, который не отражает проблемы современности. Pixar умудряется соединять в каждом из проектов несколько злободневных тем: например, Дори обладает плохой памятью (от слова «очень»), но она не выглядит обделенной или оставленной. Мы смеемся над ее ляпами не больше, чем над ляпами Марлина; переживаем за нее не меньше, чем за других персонажей.

В «Тайне Коко» Мигель мечтает стать музыкантом, но в его семье это запрещено: один из его предков бросил жену с ребенком, чтобы стать известным композитором. Теперь мальчику приходится как-то искать другие пути в искусство и бороться с табу, когда у родственников нет душевных сил его снять.

«ВАЛЛ-И», который учит нас быть человечнее (ведь даже роботы могут любить), еще и напоминает о важности экологии. Люди сбежали в космос, разжирели и забросили Землю, хотя не должны были так поступать. И об этом нам говорит робот, умеющий заботиться о крошечном цветке.

Все это замиксовано с вечными ценностями, которые почему-то иногда забываются в суете. Ведь все мы часто ищем проблемы вокруг, а не внутри себя. Отказываемся от помощи близких, когда такая поддержка может дать намного больше любой другой.

КОНЦЕПЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМА

Как угадать, что вам ближайшее время будет очень больно? Во-первых, часто все сразу начинается драмой: в «Вверх» рассказывают о том, как главный герой потерял вторую половинку, с которой прожил душа в душу очень много лет, а теперь вынужден заново искать смысл и привыкать к одиночеству. Во «Вперед» показывают, как мать воспитывала двух сыновей одна из-за ранней смерти супруга. В начале мультфильма «В поисках Немо» огромный морской хищник съедает всю семью Марлина, оставляя лишь одну икринку. И вместо целого потомства и счастливой жизни с любимой рыбкой главный герой остается с одним сыном.

Есть исключения: «Тайна Коко» не бьет под дых с первых кадров, зато хорошенько нажимает на вас под конец. И уж лучше бы растянули, чем так безжалостно давить на слабые места.

Но это не единственная объединяющая часть. Если посмотреть внимательно, очень много минут создатели щедро отдают на путешествие: вон в небе уже летит дом с Расселом и Карлом, слева мчит машина «Гвиневра» братьев Лайтфутов, а под водой Дори и Марлин пытаются отыскать Немо.

В этом путешествии начинают понемногу раскрываться характеры героев через испытания и диалоги друг с другом. Например, эльфы из «Вперед» из кожи вон лезут, чтобы найти верхнюю часть отца. А это требует не только «победить монстра да раздобыть волшебный камень» и выполнения прочих миссий — это призывает посмотреть на свою жизнь иначе, открыть самому себе же глаза на проблемы, которые долго и упорно прятались внутри, и постараться их решить.

Благо (или не благо), решение нам тоже показывают: это обычно происходит в финале мультфильма. И самая счастливая сцена оказывается колокольчиком над ухом зрителей: вот же, смотрите, герои смогли найти выход и победить обстоятельства. После долгого напряжения вам дают разрядку в виде хэппи-энда. Кажется, если бы такое происходило не на экране, а в жизни, слез было бы столько же.

ЕСТЕСТВЕННО, МУЗЫКА

Вы можете не пересматривать всю «Тайну Коко», но при первых напевах Remember Me точно почувствуете грусть. Создатели хорошенько прорабатывают музыкальную часть мультфильмов, предлагаем переслушать (куда уж хуже) самые трогательные:

Не знаем, на каких бесчувственных машинах Pixar тестит свои мультфильмы, так хорошо продуманные в плане эмоций и человеческих проблем. Мы бы не выдержали столько плакать, даже ради искусства.

Вперед смотреть «Вперед»!

Ваш Дважды Два.

Написать коммент

ПОНЯТНО