ПОНЯТНО
5 причин, почему я полюбил «Самурая Джека»

5 причин, почему я полюбил «Самурая Джека»

Наш редактор Варков — о том, как смотрится «Самурай Джек» в 2020 году и как Геннди Тартаковски удерживает зрителя.

  • 2832
  • 2
  • 31 Марта 2020

Мое знакомство с «Джеком» началось еще в школьные годы. Тогда, включая телевизор, я попадал на случайные эпизоды, которые были связаны лишь главной идеей мультсериала — самурай из прошлого в далеком будущем ищет способ вернуться в свое время, чтобы одолеть демона Аку. Все увиденные мной серии были самостоятельными, в них Джек, путешествуя по изменившейся до неузнаваемости Земле, постоянно встречал новые приключения и спасал местных жителей от гнета Аку.

«Джек» притягивал отличавшейся от другой анимации стилистикой и подачей. Но я так и не посмотрел его целиком — до 2020 года. Незадолго до карантина я сел последовательно пересматривать мультсериал с самой первой серии. И это было лучшее решение 2020-го!

Первые четыре сезона были сделаны Cartoon Network и выходили с 2001 по 2004 год. Несмотря на серьезность тем, поднимавшихся в сериале, он все же был рассчитан на детей и подростков. В «Джеке» не было лишней жестокости и крови. А вот 5 сезон, вышедший в 2017-м, был выпущен уже [adult swim], и он кардинально отличается как по приемам, так и по повествованию. Это словно совершенно другой сериал, но с теми же героями — здесь больше крови, сюжетной связи между эпизодами и появилось даже то, чего Тартаковски избегал все предыдущие сезоны, — любовная линия. Но при всех отличиях финального сезона, он не потерял атмосферы, за которую фанаты полюбили мультсериал.

ТАК ЧЕМ ХОРОШ «САМУРАЙ ДЖЕК»?

МОЖНО СМОТРЕТЬ С ЛЮБОЙ СЕРИИ

Выше я уже назвал главное достоинство мультсериала — смотреть его можно с любого эпизода. По сути «Джек» состоит из коротких серий, среди которых интерпретации притч, легенд разных народов и даже других произведений (вроде серии в духе «300 спартанцев»). Это сборник коротких героических новелл, где самурай несет добро в мире, давно потерявшем надежду.

За исключением 5 сезона, весь мультсериал построен так, что можно включить буквально любой эпизод и увидеть самостоятельное приключение самурая, где он скитается в будущем и помогает нуждающимся. Глобальный сюжет практически не двигается вплоть до финала.

ХИТРЫЙ ХРОНОМЕТРАЖ

Серии «Самурая Джека» идут всего 20 минут. Но за эти короткие промежутки Геннди Тартаковски успевает создавать удивительно драматичные эпизоды. Например, перед сценой с боем зрителю могут долго показывать, как неспешно Джек идет по дороге. Геннди тратит хронометраж на такие эпизоды, чтобы на контрасте показать, как легко самурай может одолеть противника.

Подобных приемов множество: в некоторых сценах могут несколько минут показывать, как идет снег или летит лист, упавший с дерева, злодей может нахваливать и представлять себя дольше, чем будет драться с Джеком, а еще есть моменты, где на флэшбеки самурая уходит, на первый взгляд, неоправданно много времени. Все это помогает создать атмосферу, не историю. И отлично работает на восприятие.

НЕСТАНДАРТНЫЙ ВИЗУАЛ

Тартаковски понимал, что его мультсериал вдохновлен японской стилистикой аниме не только в экшене и общей истории, но и в структуре. Поэтому Геннди придумал множество любопытных визуальных решений. Например, в экшен-сценах часто камера сужается до квадрата по центру или наоборот показывают много-много кадров, и в каждом отдельный противник.

В бою сцены часто показывают с разных ракурсов, с игрой света и тени, с фонами, где почти ничего не движется, практически без слов, с минимализмом и силуэтами. Во многих эпизодах можно видеть лишь очертания врагов и самого Джека, но этого достаточно для атмосферы. В сериале немало моментов, которые созданы исключительно ради визуала. Например, полностью стилизованный под Льюиса Кэролла эпизод «Голый Джек».

СМЕШЕНИЕ СЕТТИНГОВ

Джек попал в будущее, но Земля за прошедшие столетия кардинально изменилась. Это антиутопия, в которой сочетаются древняя магия, мрачные города в стиле киберпанка, научная фантастика с пришельцами с других планет и многое другое. Это буквально мир, где в одной серии Джек сражается с призраками в проклятом доме, в следующем эпизоде пилотирует меха-самурая, а после идет серия с Тоторо Хаяо Миядзаки.

Из-за смешения всего этого мир «Самурая Джека» не разваливается. Он выглядит цельным и буквально готов столкнуть одинокого героя с чем угодно. На своем пути Джек встречает таких противников, что Аку перестает казаться вселенским злом. Он могущественный, но явно не самый сильный противник на пути самурая (зато самый хитрый). Так как мир «Джека» по сути компиляция различных сеттингов, то его попросту невозможно определить однозначно, выделив что-то одно.

УМЕЛО СПРЯТАННОЕ НАСИЛИЕ

Оставим за кадром 5 сезон, во всех других сериях Тартаковски придерживался принципов Cartoon Network, а значит, насилия и крови быть не могло. При этом «Самурай Джек» — в первую очередь история про воина, а значит в мультсериале огромное количество битв. И Геннди придумал ловкий ход.

Почти все враги Джека в первых 4 сезонах — роботы. Потому он может рубить их налево и направо, потоки масла текут во все стороны, зато крови нет, а потому можно смотреть и детям. И это притом, что многие роботы не выглядят как роботы и вообще похожи на живых существ. Как самурай догадывается, кто из воинов, покусившихся на его голову, робот, а кто нет, — одна из тайн сериала.

Отправиться в будущее, чтобы сразиться с Аку

Вы еще не смотрите «Самурая Джека» по нашей бесплатной до 7 апреля подписке [adult swim]?
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО