ПОНЯТНО
Как «Пацаны» переиграли всех в супергероике

Как «Пацаны» переиграли всех в супергероике

Закончился второй сезон «Пацанов». Пытаясь подвести итоги, наш редактор задумался, а чем так хорош сериал о циничных супергероях?

  • 1246
  • 13 октября 2020


«Пацаны» (The Boys) — нашумевший сериал Amazon Prime Video от Эрика Крипке («Сверхъестественное»). Он рассказывает о мире, где супергерои — суперзвезды. Деньги с рекламы и популярность у аудитории заботят их больше, чем спасение людей. И если мы привыкли видеть героев примерами для подражания, то в случае «Пацанов» все иначе: эти герои такие же, как люди, со всеми отвратительными чертами, которые им присущи. Наш редактор Варков вместо итогов второго сезона рассказывает, как сериал выстраивает диалог со зрителем.

Задумывая этот текст, я хотел поговорить о втором сезоне и том, в чем он превзошел первый. Но когда сел размышлять над этим, то понял, что для меня оба сезона сработали цельно, получился такой диалог со зрителем о различных современных общественных проблемах, который создатели планомерно развивают, заворачивая в супергеройскую обертку.

Стартовавшие в 2019 году «Пацаны» вышли в очень правильное время. Посудите сами: киновселенная Marvel дошла до своего пика в фильме-кроссовере «Мстители: Финал», сериалы CW сошлись в своем крупнейшем кроссовере в Crisis on Infinite Earths, а Warner Bros. наконец начали делать успешные фильмы про супергероев. При этом люди уже устали от сверхлюдей. Их стало слишком много в медиапространстве. В воздухе словно повис вопрос «А когда уже появится что-то новое?». И на него ответил Amazon с экранизацией одного из главных комиксов Гарта Энниса и Дарика Робертсона — «Пацанов».

Комикс выходил с 2006-го по 2012 год. В нем рассказывалось о мире, где супергерои — заносчивые и эгоцентричные циники, а еще мудаки, которым плевать на людей. Их заботят лишь слава и деньги. Сами «Пацаны» — неофициальный отряд ЦРУ, задача которого — искать компромат на суперов. Если сериал фанаты полюбили за откровенность и взрослый рейтинг, то комикс был примерно в сто раз более жестоким. Пацаны убивали суперов, рвали их на части, взрывали, расчленяли, кровь на страницах комикса лилась рекой. Гарт Эннис, известный по своим откровенным и жестоким комиксам о Карателе и Джоне Константине, а также по Preacher и Hitman, в «Пацанах» решил оторваться. В этой истории легко считывается его усталость от жанра. Всю свою иронию и ненависть он воплотил в образе Билли Бутчера, для которого бесконечная война с суперами становится целью всей жизни.

Сериал ожидаемо легче и проще. Он не мог быть таким же кровавым и откровенным, создатели умышленно упростили многие элементы комикса, чтобы его можно было показать широкому зрителю. Именно поэтому сериал заметно отличается от первоисточника — у них много схожих элементов, но они расходятся в том, как показать сатиру на супергероев и их сообщество.

Первый сезон был ярким вызовом всем фанатам жанра: сверхлюди злые, корпорации победили, а супергерои и суперзлодеи — по факту, одни и те же люди, а обычные граждане для них ничего не значат. Добавьте к этому актеров, воплотивших на экране непохожие на оригинал, но яркие и самодостаточные образы, и получите, пожалуй, самый громкий сериал о супергероях последних лет.

После выхода первого сезона люди были в восторге. «Пацаны» рушили устоявшиеся клише и предлагали иной подход… но так ли это? Вспомните, о чем говорили последние фильмы Marvel: «Человек-паук: Вдали от дома» — о силе обмана и легкости влияния на общественное сознание, «Капитан Марвел» — об иммиграции и о том, как легко обмануть солдат, отправив их в бой. Но если киновселенную мы ругаем за плоскость в освещении этих тем, то «Пацанов» хвалят за глубину в том, что они делают ровно те же вещи. Просто пакуют их иначе.

Сегодня фанаты комиксов активно ругают любой проект за попытки угодить каким-то определенным группам — то цвет кожи у персонажа сменят, то пол. И каждый раз такие изменения сопровождаются гневными комментариями. Но почему это не работает с «Пацанами»? Грозу или Stormfront, персонажа-нациста с огромной историей, в адаптации сделали женщиной, и фанаты от нее в восторге. И всем плевать, что в оригинале персонаж вообще-то был мужчиной. Поезд-А (A-Train) в оригинале был белым, в сериале же он темнокожий, но это никак не влияет на восприятие, а вот что влияет — раскрытие. В адаптации поведение и мотивация Поезда-А лучше прописаны (как и у всех членов Семерки).

И ведь «Пацаны» при этом не уникальны в поднимаемых темах. По сути это все те вещи, на которые просто не может не реагировать сериал, вышедший в наше время. Кино и телевидение отражают действительность, темы, которые заботят людей и вызывают споры в обществе. Поэтому в «Пацанах» так много акцента на феминизме, расизме и псевдопатриотизме. И сериал о мире, где супергерои стали обыденной частью современного общества, попросту не может их игнорировать.

И здесь возникает любопытный контекст: в интернете можно прочитать множество восторгов «Пацанами», где фанаты ликуют, что наконец-то появился сериал, который все эти «модные» тренды игнорирует. Якобы тут и female-lead тенденции критикуют, и над расизмом издеваются. Но это лишь на первый взгляд. Если посмотреть чуть глубже, становится очевидно, что Крипке и другие создатели выбрали этот путь, чтобы найти отклик у более широкой аудитории.

Возьмем, например, образ Глубины (The Deep). В первом сезоне из-за сексуальных домогательств его выгоняют из Семерки, после чего весь второй сезон герой хочет реабилитироваться. На первый взгляд это линия самопринятия — персонаж пытается понять, что он, на самом деле, совершенно другой человек. Но в реальности все глубже (ха!), и вся линия Глубины — критика сект и религиозных организаций вроде сайентологов.

Или уже упоминавшаяся ранее Гроза. Эрик Крипке в интервью Variety хорошо описывает мотивацию, с которой героиню ввели в сериал:

«К чему мы пришли, так это к тому, что современное лицо ненависти — в онлайне и социальных сетях — кажется со стороны очень привлекательным. Молодые парни и девушки, распространяющие эти непроизносимые понятия, говорят: «Мы мыслим свободно» или «Мы не входим в мейнстрим, потому что говорим правду».

Но на практике это все то же самое старое дерьмо, которое люди воспроизводят уже тысячи лет».

«Пацаны» играют со зрителем: сначала Гроза кажется классной, но постепенно начинаете видеть метафору, что за ярким образом лежит нечто совершенно отвратительное. Сериал критикует ее методы и идеи, аккуратно подводя к этому зрителя. Это разговор о современных реалиях в мире через демонстрацию их максимализма. Мир «Пацанов» — это реальность, где герой-нацист может состоять в команде лучших из лучших, а лидер команды, буквально эталон супергероев, начисто лишен эмпатии и моральных устоев.

Выходит, что «Пацаны» говорят со зрителем на важные темы, высмеивая их через пародию на супергероику. Временами эта пародия даже превращается в деконструкцию. Например, в сценах, где супергерои, сидя за своим пафосным столом для переговоров, обсуждают не происшествия в мире, а съемки фильма об их приключениях, в которых сами же они и сыграют. В эти моменты ирония над жанром доходит до максимума.

Именно в этом, на мой взгляд, новаторство «Пацанов» — в умении найти подход к аудитории, которая не слышит и не принимает какие-то идеи. При этом сериал во втором сезоне такой же бодрый, как и в первом. И здесь опять же работает его взрослый рейтинг, кровища, шутки для тех, кто постарше. Это вкупе с темой супергероики завлекает огромное количество людей и держит их. Но если совсем убрать из «Пацанов» все, что шокирует зрителя, многие ли останутся вникать в драму об обществе, в котором права человека ничего не значат перед корпорациями? А драму о том, как неправильное воспитание способно превратить Супермена в циничного психопата? А драму о том, как общество не готово к армейским реформам, но поощряет любое насилие из патриотических чувств? В «Пацанах» есть это все. Проверьте сами.

А если у вас хватит силы воли, попробуйте оригинальный комикс — он омерзительно прекрасен.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО