ПОНЯТНО
Почему «Сквозь снег» — продолжение «Вилли Вонки и шоколадной фабрики»

Почему «Сквозь снег» — продолжение «Вилли Вонки и шоколадной фабрики»

Фильм про постапокалиптичный поезд наконец официально добрался до российского кинопроката. По такому поводу вспоминаем одну из самых мозговзрывательных фанатских теорий евер.

  • 3379
  • 0
  • 17 Января 2020

В кинотеатрах России начались показы «Сквозь снег» — фильма режиссера Пон Чжун Хо (это который снял «Паразитов»), вышедшего в далеком 2013-м году. Да, до нас он официально добрался только сейчаc. Раньше его можно было посмотреть только в интернете, а теперь — и на большом экране (хоть и недолго). Он, кстати, основан на комиксах.

Фильм рассказывает о гигантском поезде, на котором катаются остатки человечества, погибшего в результате природного катаклизма. Сюжет крутится вокруг Кертиса — жильца хвостовых отсеков, который силой пробирается прямо в первый вагон, к изобретателю этой махины Уилфорду. Фильм очень остросоциальный, кровавый, жестокий и беспринципный. И он может быть продолжением «Вилли Вонки и шоколадной фабрики» 1971-го года (это который НЕ с Джонни Деппом).

Если вы не знакомы с теорией, о который мы собираемся рассказывать, то небось сейчас сидите и думаете: «Совсем там уже на своем 2х2 упоролись». Но нет, мы просто решили в честь «выхода» «Сквозь снег» вспомнить одну из самых мозговзрывательных теорий в истории человечества. Ее опубликовал канал Rhino Stew в 2018-м, и она практически на 100% доказывает, что «Сквозь снег» — сиквел фильма про маленького мальчика на кондитерской фабрике. Сам ролик есть только на английском (еще там есть португальские субтитры, но вряд ли они вам помогут), поэтому под ним мы распишем все великим и могучим. Дальше, очевидно, будут СПОЙЛЕРЫ к обоим фильмам.

Итак, поехали. Первые сходства начинаются на структурном уровне: оба фильма рассказывают о группе людей, которая постепенно, комната за комнатой, продвигается через огромную фантастическую конструкцию, и на каждом этапе теряет одного из своих членов. В итоге лишь один добирается до конца, где узнает, что все это было проверкой, потому что богатый индустриалист ищет своего преемника. Оба фильма связывает Чарли — в «Сквозь снег» он стал Уилфордом, который и построил поезд.

via GIPHY

Даже тематически эти картины очень схожи: обе крутятся вокруг экономического классового неравенства, детей и еды, а также исследуют вопросы жертвенности, судьбы, выбора и свободы воли. И там, и там есть важные моменты, в которых кто-то толкает речь про предопределенность всего и роли, которые присваиваются человеку при рождении. В видео это, естественно, показано намного наглядней, так что тут вам придется поверить нам наслово.

Пришло время фактов.

В фильме Вилли Вонка специализируется на двух вещах — изобретении продвинутых способов пропитания (аналогия в «Сквозь снег» — выверенное производство батончиков из тараканов) и экспериментальных транспортных аппаратов (аналогия в «Сквозь снег» — поезд).

Делает он это на гигантской фабрике, которая полностью отрезана от остального мира. Значит, у Вонки есть технология, позволяющая создавать большие производства — самодостаточные и самоподдерживающиеся. Позже Уилфорд опишет поезд как «закрытую экосистему».

В конце фильма Чарли наследует фабрику Вонки и, возможно, решает взять себе и фамилию человека, ставшего для него отцом (Вонка даже говорит, что искал человека, который будет как он). А потом начинает, как и Вилли, брендировать все свои изобретения большой W.

Апокалипсис в «Сквозь снег» случился из-за газа CW-7 (Charlie Wonka??? — наш домысел), который в 2014-м распылили по планете в попытках бороться с глобальным потеплением. Только вот газ подействовал слишком хорошо и вызвал новый Ледниковый период. Возможно, Уилфорд был одним из немногих, кто знал о разрушительных последствиях распыления, и поэтому начал конструировать свой поезд. На познания Чарли в химии намекали в фильме 1971-го года.

Осознав, что придется спасать человечество, Уилфорд начал разрабатывать не только поезд, но и систему, которая могла бы поддерживать целое общество в замкнутом состоянии. Он манипулирует людьми по схеме «шок и трепет» — «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» славится своим психоделичным визуальным стилем и периодической чрезмерной мрачностью происходящего. Посмотрите хотя бы на знаменитую сцену в тоннеле.

А вот, как Уилфорд описывает систему управления поездом: «Мы понимали, что будет необходимо поддерживать баланс между тревожностью и страхом, хаосом и ужасом, чтобы поддерживать жизнь. А если их не будет, нам нужно будет их создать».

Чтобы найти преемника, Уилфорд позаимствовал фишки Вилли Вонки — послания, спрятанные в еде (билет в шоколадке и загадочные слова в яйцах и тараканьих блоках) и шпионы, подосланные к кандидатам (Артур Слагворт, подначивавший обладателей золотых билетов стырить бесконечную карамельку, важнейшее изобретение Вонки, и старик Гиллиам, предводитель хвостовых отсеков поезда, работавший на Уилфорда).

Здесь внезапно начинаются сходства не в сюжете или структуре — а в персонажах. Гиллиам, например, визуально очень даже похож на Слагворта, да и таймлайн сходится. Уилфорд называет его «старым другом», а сам старик — «тенью своей предыдущей тени». Доказательств тут немного, но такой факт идеально ложится в теорию.

Дальше: один из самых загадочных персонажей из ближайших соратников Уилфорда — Франко. На поезде уже давно практически кончились боеприпасы, но он настолько хорошо обращается с оружием, что встает вопрос: где он этому научился? Хороши объяснением было бы фанатическое увлечение пушками в детстве. Прямо как у Майка — одного из приглашенных на фабрику детей.

Пришла очередь героини Тильды Суинтон, которая сыграла в этом фильме одну из лучших своих ролей. Министр Мейсон — кто же она? Взрослая версия Веруки Солт, конечно же! В «Шоколадной фабрике» она попадает в мусоропровод, и кто знает, как этот опыт заточения и возможного испепеления в печи мог повлиять на ее психику. Что если он превратил абсолютно неблагодарную девочку в фанатически благодарную женщину, поклоняющуюся Уилфорду/Чарли? Сохранились только ее чувство стиля и манера обзывать и ругаться на всех подряд.

Есть еще пара сходств: и Верука, и Мейсон ВСЕГДА входят в комнату первыми — в «Сквозь снег» ее ведут впереди как пленницу, а в «Шоколадной фабрике» она сама требует, чтобы ее пустили вперед. Вернемся к тоннельному трипу Вонки — именно Верука первая завопила, чтобы корабль остановили. В «Сквозь снег» тоже есть важная сцена в очень длинном тоннеле — и именно Мейсон, захваченная в заложники, орала всем прекратить бойню в темноте.

На очереди персонаж Клод — женщина, ответственная за отбор и доставку детей из хвоста в нос поезда. О ней известно очень мало — только ее телосложение и проблемы с самоконтролем. В «Шоколадной фабрике» схожий герой — Августус Глуп, толстячок, который не смог сдержаться и упал в шоколадную реку. Клод вполне может быть его дочерью.

В «Сквозь снег» есть пластичный наркотик кронол, из которого можно сделать бомбу наподобии С4. А в «Шоколадной фабрике» фигурировала взрывающаяся конфета, которая вполне может быть прототипом кронола.

Теперь об умпа-лумпах. В фильме про поезд их нет, но только физически. Машина Уилфорда нуждается в детях — только они, благодаря своим небольшим размерам, могут влезть в двигатель и оперировать им. Изобретатель поезда говорит, что такое обращение с детьми — вынужденная мера, потому что деталь, которую они заменяют, «вымерла». А все транспортные средства, показанные в «Шоколадной фабрике» оперировались именно умпа-лумпами. После вымирания Уилфорду ничего не оставалось, кроме как заменить их маленькими детьми.

Когда Чарли проходит испытание Вонки, тот называет его «dear boy», а когда Кертис достигает двигателя, Уилфорд обращается к нему также — «dear boy». Даже интонации схожи.

Оба фильма заканчиваются объятиями, сценами, в которых дети — наша надежда, а также жертвоприношениями — Кертис жертвует рукой, сунув ее в двигатель, а Чарли — отдает Вонке бесконечную карамель, которую получил от кондитера и мог отдать Слагворту за большие деньги. И когда Уилфорд/Чарли видит жертвенность, напомнившую ему о его поступке, все что он может сказать — это короткое «nice».

Автор заканчивает видео восхвалением степени проработки деталей в этих фильмах (почти на уровне БоДжека). При таком количестве схожестей сложно отрицать, что Пон Чжун Хо как минимум отсылался к «Вилли Вонке и шоколадной фабрике», а как максимум — снял завуалированное продолжение одного из самых культовых фильмов 70-х. Мы со своей стороны можем лишь похвалить Rhino Stew за шикарно проработанную теорию и сказать...

Nice.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО