Итоги десятилетия. 10 больших голливудских проектов, не оправдавших ожиданий

В списке Фарида Бектемирова не просто плохие голливудские фильмы, иначе его можно было полностью составить из проектов Майкла Бэя. Здесь картины, имевшие большой потенциал, но по каким-то причинам оказавшиеся сильно ниже ватерлинии.

  • 1437
  • 0
  • 17 Декабря 2019

10 ФИЛЬМОВ, ПЕРЕВЕРНУВШИХ НАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЛОКБАСТЕРАХ

«ПОВЕЛИТЕЛЬ СТИХИЙ» (2010)

Что вселяло надежду: великий мультсериал «Аватар. Легенда об Аанге», по которому снимали «Повелителя стихий», был столь насыщенным яркими персонажами, сюжетными поворотами, загадками и выдающимися визуальными образами. Даже его бледная тень могла стать вполне достойным фильмом.

Что не срослось: всего одно имя — М. Найт Шьямалан. Наверно, самый нестабильный режиссер нынешнего Голливуда. Он способен как сделать культовый триллер из шишек, пластилина и безэмоционального лица Брюса Уиллиса, так и потратить полторы сотни миллионов долларов на скучный рекламный ролик семьи Уилла Смита. В «Повелителе стихий» он достиг низшей точки, в каждом аспекте выбрав самое неправильное решение из возможных. Если фанаты еще могли простить тотальный мискаст, осложненный «вайтвошингом», скроенную из нестыкующихся кусков историю и неубедительный, хотя и экспериментальный экшен с «остановками времени», то превращение харизматичных героев в неразличимое унылое месиво поставило крест на развитии франшизы.

«ДЖОН КАРТЕР» (2012)

Что вселяло надежду: сразу несколько факторов: и знаменитая литературная основа — «Марсианский цикл» создателя Тарзана Эдгара Берроуза, оказавший заметное влияние едва ли не на весь сай-фай XX века, и бренд «Диснея», и 250 млн долларов бюджета.

Что не срослось: несмотря на впечатляющую картинку, фильм знаменитого аниматора Эндрю Стэнтона (лауреата двух «Оскаров» за «ВАЛЛ-И» и «В поисках Немо») о ветеране Гражданской войны в США Джоне Картере, ставшем марсианским супергероем, убили неровный темп, запутанный сюжет и шаблонные инопланетяне, неотличимые от массовки любых других космоопер. Картина принесла «Диснею» 200 млн чистого убытка, став одним из самых провальных в финансовом плане проектов в истории Голливуда.

ТРИЛОГИЯ «ХОББИТ» (2012-2014)

Что вселяло надежду: Питер Джексон, сделавший почти идеальную трехсерийную экранизацию «Властелина колец» и даже получивший за последнюю часть первый фэнтезийный «Оскар» в истории, вновь возвращался к истории Средиземья. Что могло пойти не так?

Что не срослось: недостаток литературного материала все же сказался. Чтобы превратить небольшую повесть в три трехчасовых фильма, создателям пришлось вводить множество новых деталей и сюжетных линий, ни одна из которых не выглядела здесь органично. Еще чаще хронометраж пытались заполнить экшеном, но, в отличие от «Властелина колец», где ставки всегда были высоки (привет, Боромир!), в «Хоббите» эти сцены сделали скорее мультяшными: герои без каких-либо последствий могли падать с огромной высоты, плыть в бочках под градом стрел или на щитах по раскаленному золоту — переживать за них было незачем.

Экранизации не пошло на пользу и решение сохранить оригинальную книжную команду из 15 человек (13 гномов плюс Бильбо и Гэндальф): даже к финалу серии едва ли кто-то мог вспомнить, как выглядит Ори или, скажем, Глоин. А разумная попытка немного разнообразить sausage party Толкиена женским персонажем Тауриэль обернулась лишь еще одним бессмысленным и мелодраматичным любовным треугольником.

Да, каждая глава «Хоббита» окупалась с головой и в художественном плане была значительно лучше любого другого фильма в этом списке, но в сравнении с успехом «Властелина колец» новая трилогия все же оказалась большим разочарованием.

«РОБОКОП» (2014)

Что вселяло надежду: киберпанк-шедевр Пола Верховена о роботизированном сотруднике правопорядка получил два не самых удачных продолжения еще в 80-90-е и буквально напрашивался на осовремененный ремейк. Приглашенный на пост режиссера бразилец Жозе Падилья казался отличным выбором: человек, завоевавший «Золотого медведя» Берлина за социальную полицейскую драму «Элитный отряд», обязан был сохранить отчетливый политический подтекст оригинала. Дополнял картину великолепный каст: Гэри Олдман, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Китон, Джеки Эрл Хейли — все эти люди знают толк в хорошем супергеройском кино.

Что не срослось: в первую очередь, сам Робокоп: от многократно раскритикованного дизайна брони до не вызывающих особой симпатии отношений с семьей, скучных, безэмоциональных и утомительных даже до превращения Алекса Мерфи в киборга. Во вторую, экшен, в отличие от кровавого до карикатурности оригинала, механический и однообразный (за исключением яркой начальной сцены на Ближнем Востоке), но что хуже всего — почти до самого финала не ставящий главному герою хоть сколько-нибудь серьезных задач.

А самое обидное: единственное политическое высказывание картины — о неэтичности использования дронов — оказалось слишком прямолинейным, а сама тема — слишком слабо исследованной, чтобы спасти этот невыразительный во всех отношениях проект.

«ВОСХОЖДЕНИЕ ЮПИТЕР» (2015)

Что вселяло надежду: режиссерские проекты сестер Вачовски — всегда большое событие в мире кино, вне зависимости от конечного результата. «Матрица» породила культ, ее сиквелы и «Облачный атлас» добились меньшего, но в масштабности им тоже не откажешь. «Восхождение Юпитер» должно было стать если и не вторыми «Звездными войнами», то хотя бы чем-то сравнимым с абрамсовским перезапуском «Стар трека». Не стало.

Что не срослось: история простой земной уборщицы со странным именем Юпитер, оказавшейся рекурсией (не спрашивайте) межгалактической королевы и обладающей идеальным ДНК-кодом, получилась почти как это предложение: вторичной, запутанной и наполненной экспозицией по самые собачьи уши Ченнинга Татума.

«БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА: НА ЗАРЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ» (2016)

Что вселяло надежду: два главных супергероя в истории должны были схлестнуться в очном поединке, а поставить их битву предстояло одному из самых ярких визионеров Голливуда, создателю «300 спартанцев» и «Хранителей» Заку Снайдеру. От одного только трейлера бросало в дрожь.

Что не срослось: к визуальной стороне претензий и правда практически нет. Нам обещали схватку века — нам ее дали. Но вот дорога к этой схватке была выстлана отнюдь не желтыми кирпичами. Внятной мотивации для сражения герои так и не получили — один нормальный разговор мог бы закончить фильм еще на 15-й минуте, если бы не железная воля сценариста. Не удалось развить и идеологический конфликт: каждый персонаж лицемерно обвинял другого в том, чего не чурался сам, — в стремлении быть выше других людей и закона.

Добавьте к этому растянутый хронометраж с десятком побочных сюжетов, компьютерного дерьмодемона в качестве финального злодея, типичные снайдеровские отсылки к Иисусу и нелепые камео членов Лиги справедливости — и получите одно из главных разочарований десятилетия.

Ах да, чуть не забыли: Марта! 

«ОТРЯД САМОУБИЙЦ» (2016)

Что вселяло надежду: идея об отряде проходимцев и преступников, собранном для борьбы с еще большим злом, — отличная основа для боевика: и знаменитая «Грязная дюжина», и шикарный мультфильм «Бэтмен: Нападение на Аркхем» не дадут соврать. Разумеется, свою роль опять сыграл и трейлер (как же они научились их делать, сволочи!). Впрочем, под «Богемскую рапсодию» буквально любой видеоряд выглядел бы эпично.

Что не срослось: Дэвиду Эйру дали буквально полтора месяца на написание сценария, так что совсем неудивительно, что текст полон повторов, ненужных флэшбэков, сюжетных дыр и шаблонных образов вроде бьющего в небо светового луча и армии безликих пузырящихся сгустков. К тому же обилие персонажей не позволило уделить достаточно времени каждому. И даже в тех случаях, когда герои получали законченные арки, они были максимально поверхностными и непроработанными: от «мне нечего терять, кроме своих оков» (у Харли Квинн) до «погубил одну семью, так пусть выживет другая» (у Диабло).

«КРЕДО УБИЙЦЫ» (2016)

Что вселяло надежду: фильм базировался на легендарной игре с любопытным концептом (герой перемещался из современности в разные исторические эпохи и обратно) и открытым миром, где геймеру приходилось применять как боевые навыки, так и умение сливаться с местностью. К тому же снимать экранизацию доверили автору шедеврального «Макбета» 2015 года Джастину Курзелю, который заодно перетащил в проект двух актеров из своей предыдущей картины — Майкла Фассбендера и Марион Котийяр. Такая мощная троица не должна была подвести.

Что не срослось: по всей видимости, создатели, как обычно, не поняли, что именно привлекало фанатов в оригинальной игре (Фассбендер даже признался, что никогда в нее не играл). В фильм перенесли довольно много изобретательного экшена с прыжками веры, паркуром по средневековым крышам и боями на мечах, но рваный монтаж из «Трансформеров» уничтожал любые попытки им насладиться. А все оставшееся время было посвящено унылым и нескончаемым, часто псевдофилософским диалогам и монологам, написанным больше для галочки, чем для реального осмысления.

«ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ» (2017)

Что вселяло надежду: Скарлетт Йохансон в голливудской адаптации одного из самых значимых аниме в истории — уже хорошая реклама. Присутствие Такеши Китано, пусть и только в качестве актера, тоже подогревало интерес.

Что не срослось: к сожалению, создатели не только не сумели ухватить и десятой части визуального изящества аниме Мамору Осии, но и внесли в сюжет множество изменений. Они сделали великий философский трактат о человечности, одиночестве и модернизированном мире, чем-то вроде мыльной оперы средней руки, с теряющими память влюбленными, самоубийственно жестоким злодеем и пафосной шаблонной концовкой прямиком из «Сорвиголовы» с Беном Аффлеком.

«КОРОЛЬ ЛЕВ» И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ РЕМЕЙКИ «ДИСНЕЯ» (2010-2019)

Что вселяло надежду: первые шаги «Диснея» на почве live-action ремейков, вроде «Малефисенты», «Книги джунглей» и даже, прости господи, бертоновской «Алисы в Стране чудес», как минимум имели право на существование. Они были, хоть и несовершенным, но все же довольно дерзким переосмыслением традиционных диснеевских нарративов. Казалось, что в этом же направлении новая неофициальная киновселенная будет двигаться и дальше.

Что не срослось: как это часто бывает с гигантскими корпорациями, с годами политика «Диснея» становилась все осторожнее, социальные комментарии — все поверхностнее, а сценарии — все ленивее. Живые актеры в «Красавице и чудовище», «Аладдине» и «Дамбо» не могли сравниться в харизматичности со своими нарисованными прототипами, изобретательную анимацию заменили посредственным CGI, а намеки на прогрессивность, включавшиеся в сюжеты, ни разу не бросали реального вызова расизму и сексизму оригинальных мультов.

И все же апогеем диснеевской тактики «максимум денег при минимуме усилий и рисков» стал «Король лев», в котором буквально покадрово пересняли мультфильм 1994 года, предварительно выкачав из него все веселье и душу. Этот монстр Франкенштейна по иронии судьбы оказался самым финансово успешным из диснеевских ремейков, так что в 2020-х нас ждет еще не одно разочарование.

Если же вы соскучились по шедеврам, мы всегда рядом.
Ваш Дважды Два.

Написать коммент